Национальный удмуртский костюм (48 фото) — женский и мужской для северных удмуртов, история и современный костюм Удмуртии


Национальный удмуртский костюм – это символ трудолюбия и аккуратности. Чтобы наполнить свой сундук с приданным девочки начиная с 6-7 лет учились прясть, а главным помощником в этом деле был ткацкий станок. И так, к 16–17 годам они становились мастерицами и умелицами на все руки, они могли изготовить и повседневное платье, и свадебный наряд. А у любой желающей выйти замуж должны были быть припасены и подарки для будущего мужа и его родных. В общем, в сундуке каждой уважающей себя девушки насчитывалось более 40 различных нарядов.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 676
Источник: https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/udmurtskij/

Удмуртский национальный костюм

Одежда удмуртов – особый символ, защищающий обладателя от внешних неблагоприятных природных условий и недобрых сил. Отдельные элементы традиционного комплекта обусловлены различными факторами: пол, семейный статус, возраст, религиозные взгляды. Удмуртский гардероб многообразен: народный костюм включает целый ряд элементов, декор которых отличается вариативностью. Представители этой народности изготавливали предметы одежды из привычных домашних материалов: сукно, овчина, холст.

В зависимости от территории различают вещи населения севера и юга. У каждого жителя этих земель было сразу несколько комплектов: повседневная, или рабочая, праздничная и обрядовая одежда. К последним костюмам относили погребальный и свадебный.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 757
Источник: https://FashionApp.ru/nacionalnye-kostyumy/udmurtskie.html

История и особенности



Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.

Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.

Раньше это была простая рубаха. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. К холодам использовали шерстяные нити. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.

Со временем стали использоваться и шелк, и атлас. Такую ткань использовали для нарядов праздничных.

В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Ручная работа перестала цениться и в оборот вошли деньги.

Интересная особенность костюмов – когда мастерица заканчивала работу, то делала свою отметку из связки ниток (чук). Это была своеобразная торговая марка, бренд. Копировать такой костюм не позволялось.

Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Сейчас каждая удмуртская модница имеет свой осовремененный вариант удмуртского национального костюма с присущей цветовой гаммой и декором.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2157
Источник: https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/udmurtskij/

Мужской костюм

Комплект одежды для мужчин этой народности был похож на русский. В ансамбле – белая длинная рубаха в полоску, доходившая до колен, подпоясанная ремнем или узорным поясом, а также свободные холщовые штаны из ткани синего либо белого цвета. Воротник рубахи был украшен узорами. Отдельного внимания заслуживает пояс: он имел обрядовый характер и выполнял роль оберега. Пояс был красиво вытканным.

Если мужчина занимался ремеслом, он надевал толстый сыромятный ремень с медной пряжкой, в котором были предусмотрены приспособления для крепления ножа и топора. Как правило, это были железные скобы.

В зимнее время поверх рубахи накидывали кафтаны. Повседневный вариант этого предмета одежды был приталенным. Праздничный был укороченным и доходил до талии.

Если в зимнее время мужчина отправлялся в дальний путь, то его согревал суконный тулуп либо верхняя одежда из овчины с объемным шалевым воротником, полы которого достигали земли.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 943
Источник: https://FashionApp.ru/nacionalnye-kostyumy/udmurtskie.html

Мужские головные уборы


Традиционным головным убором мужчин был сшитый из домашнего сукна колпак цилиндрической формы. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями. Зимой носили шапки из овчины, круглые или в виде малахая (изьы) .

Мужская одежда для молений

Мужская рубаха южных удмуртов

Мужская одежда удмуртов практически не отличалась от одежды русских крестьян: это была рубаха-косоворотка, сшитая из белого холста, позже – из мелкой клетчатой домотканины, штаны (эрезь) из полосатой домотканины темных тонов, по своему покрою приближенные к фабричным брюкам. Зимние штаны обычно шились из полушерстяной домотканины, при этом использовалась черная шерстяная нить естественной окраски.

Верхняя одежда шилась из полушерстяной и шерстяной домотканины и тканей фабричного производства . Верхней одеждой мужчин служил приталенный холщовый шортдэрем с отложным, стоячим или шалевым воротником. В холодное время года носили сукман из полушерстяной домотканины, суконный дукес и шубу из овчины; все они шились прямые или приталенные с отрезной спинкой и сборами, подпоясывались широким кушаком или ремнем. Отправляясь в дорогу, надевали длинный суконный или овчиный тулуп с большим шалевым воротником.

Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники .

Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой (е), тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток (кускерттон); широкий шерстяной фабричного производства , чаще красный в полоску (путо) . В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкие ремни из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора. Отличалась одежда для молений. Нательную рубаху и распашной кафтан шили из белой льняной домотканины. Его покрой: передние полы прямые, спина приталена, воротник небольшой, отложной .

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1936
Источник: http://vorshud.unatlib.ru/index.php/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC

Женский костюм

Женская одежда различалась по нескольким признакам:

  • место жительства (северные, южные);
  • возраст обладательницы;
  • семейный статус.

Северные удмуртки переняли одежду пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее одевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой.

Кабачи был элементом одежды замужних женщин, на смену им появились аппликационные мусарезь – нагрудники из кусков ткани с вышивкой, украшенные пуговицами и монетами.

Зимой грел кильымо шортдэрем – кафтан поверх рубахи и шубы из овчины красного или черного цвета.

Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Основой была такья – шапочка, украшенная монетками. Для девочек была низкая котрес такья, а вот для девушек старше она была уже выше – кузялэс такья. Также носили повязки, украшенные лентами и вышивкой, а замужние женщины носили йыр котыр или весяк кышет – расшитые платки.

Южные представительницы Республики Удмуртия выделялись пестрыми тканями. Одежда их близка к татарам и башкирам.

Основа костюма – шортдэрем – трапециевидное платье с зауженным рукавом. Край его украшали лентами и оборками. На груди красовался кыкрак – нагрудникв форме полумесяца с монетками. Поверх одевали айшет – фартук с закрытой грудью. Саестэм – кафтан без рукавов и зыбын – кафтан согревали в прохладу, а зимой носили пась – шубу из овчины.

Если обыденная одежда была яркой и пестрой, то свадебный наряд имел цвета преимущественно белые.

Головной убор включал шапочки, повязки, полотенца, айшоны – шапочки с высоким лбом, платки. Южанки носили сложные головные уборы. Поверх налобной повязки, украшенной бусинами и лентами, надевали платок. На свадьбу невесте одевали айшон, а сверху – сюлык – широкий расшитый холст, украшенный бахромой. Этот комплект девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью, также замужние женщины носили расшитое полотенце, закрепленное сверху платком.

Считалось, что от количества клеточек в костюме удмуртки, зависело сколько детей будет в семье, чем больше – тем лучше.

На ногах носили чуглэс – чулки из белого или синего полотна. Поверх наматывали бинялтон –портянки белого цвета до колена. У мужчин они были шире, позже появились вязаные длинные носки с ярким орнаментом. Традиционной обувью у женщин также считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, а позднее их заменили праздничные башмаки. Зимой надевали валенки.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 3559
Источник: https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/udmurtskij/

Северный костюмный комплекс

Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики.

Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов.

Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).

Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества .

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсо диськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм — небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло — полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем — красной отделкой.

Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20×30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет — букв, боковой платок) .

Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины .

Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета .

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 3519
Источник: http://vorshud.unatlib.ru/index.php/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC

Обувь

Повседневной обувью были лапти, которые очень похожи на русский вариант. Отличительная черта удмуртских лаптей – заостренные концы. Завязки на них были разноцветными. Когда было холодно, приходил черед валенок, а в зимние праздники те, кто побогаче, обували кожаные сапоги. Существовал и вариант лаптей для праздничных дней: в этом случае их украшали гусиными перьями, черными клеенчатыми полосками. Как и мужчины, женщины обували лапти из лыка, но носили их с вязаными чулками, украшенными узорами, а также носками. Обувь для праздничных дней – ботинки. Зимой удмуртки носили валенки. Женские чулки (чуглэс) были не только вязаными: их шили из толстого холста. К таким чулкам крепились завязки, с помощью которых их можно было подвязать под коленями. В зимнее время под чуглэс надевали обмотки, выполненные из шерсти или меха, а летом носили холстинные.

У удмуртских зимних валенок есть несколько названий: гын сапег, гын, гындали.

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 941
Источник: https://FashionApp.ru/nacionalnye-kostyumy/udmurtskie.html

Современные модели


Сегодня удмуртская национальная одежда, как это видно по фото, имеет мало сходства с традиционной. Мастера стали использовать фабричные ткани, из которых изготавливается практически вся одежда представителей этой народности. Особой популярностью пользуются трикотажные изделия. Молодежь предпочитает удобные и практичные вещи, изготовленные из штапеля и льна. Современные удмуртские платья – упрощенный вариант национального костюма. Настоящий, традиционный наряд стал элементом гардероба, который надевают только по праздникам, зато его имеет в своем «арсенале» каждый житель сельской и городской местности. В повседневной жизни мужчины и женщины предпочитают носить обычную одежду, которую носят во всем мире. Мужчины с удовольствием сменили шортдэрем на полушубки, пальто и пиджаки. Девушки и женщины вместо рубах носят практичные и нарядные платья, подчеркивающие их внешность. Но традиции не забывают: использование удмуртского национального орнамента в современной одежде ясно это демонстрирует. Трехцветные этнические узоры присутствуют на рубашках, платьях, поясах.

Удмуртский национальный костюм – один из признаков самобытности финно-угорской народности. На протяжении столетий он претерпевал изменения, но и сегодня современные удмуртские костюмы содержат национальные элементы: узоры, цвета, способ украшения.

Похожие публикации

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 1362
Источник: https://FashionApp.ru/nacionalnye-kostyumy/udmurtskie.html

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 15850
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://FashionApp.ru/nacionalnye-kostyumy/udmurtskie.html: использовано 4 блоков из 11, кол-во символов 4003 (25%)
  2. https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/udmurtskij/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 6392 (40%)
  3. http://vorshud.unatlib.ru/index.php/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 5455 (34%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.