Чувашский национальный костюм (57 фото) — женские современные модели, свадебный костюм Чувашии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2015; проверки требуют 10 правок.


Блок: 1/6 | Кол-во символов: 168
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0

История чувашского народного костюма

Формирование чувашского народного костюма происходило под влиянием места, в котором проживали чуваши, перенимавшие многие мелочи и детали одежд ближайших соседей. Традиционные наряды вирьял (они же верховные чуваши) из Чебоксарского района достаточно сильно напоминал костюмы финно-угорского народа России своей простотой и умеренностью конструктивных элементов.

Низовые чуваши, они же антари, во время пошива платьев и костюмов использовали различные оборки, а цветом фартука был выбран насыщенный красный. Полотенца и передники имели необычную вышивку цветными нитками различных оттенков. Костюмы, платья, нагрудники и головные уборы чувашей Самарской области имеют достаточно много сходств с мордовскими национальными нарядами.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 911
Источник: https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/chuvashskij/

Материалы чувашских костюмов



Довольно длительное время чуваши занимались изготовлением ткани и различных натуральных красителей самостоятельно. Чтобы окрасить пряжу, нужно было затратить немало времени, из-за чего основным цветом костюмов и платьев являлся обыкновенный белый цвет.

Вскоре антари обзавелись анилиновыми красками, которые значительно облегчали процесс покраски пряжи, и это дало толчок для развития производства такого материала, как пестрядь. Затем одежды из пестряди были заменены на обычные белые костюмы. Вирьялы и вовсе не использовали пестрядь в изготовлении одежд и платьев.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 737
Источник: https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/chuvashskij/

Цвета костюмов

Белый цвет олицетворял чистоту и являлся основным в традиционных костюмах и платьях чувашей. Свежую белую рубаху надевали на различные праздники и гулянья. Нередко с основным белым цветом сочетали и насыщенный красный, который также символизировал чистоту, святость и жизнь, поэтому почти все швы костюмов и платьев покрывались красной тесьмой.

Для изготовления одежды чуваши использовали особую ткань из нитей разных цветов (такая ткань называлась пестрядь) и в платья и рубахи из такого материала стали наряжаться как на различные празднования, так и на обычные работы в поле. Этим было крайне недовольно и обеспокоено старшее поколение, из-за чего иногда вступал в действие категоричный запрет на одеяния из пестряди, и при нарушении данного правила нарушителя обливали 41 ведром ледяной воды.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1001
Источник: https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/chuvashskij/

Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность

Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).

Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2–3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.

Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.

Хушпу — женский головной убор

Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

Тухья — девичий головной убор

Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы (ялкас), а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом (сĕлĕк).

Большинство чувашей ходили в лаптях из липового лыка (çăпата). Представители верховой группы носили их с онучами черного цвета, а низовой группы — с белыми суконными чулками (чăлха). Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.

В Чебоксарах производством одежды в традициях предков занимается текстильное предприятие «Паха тĕрĕ». Специалисты изготавливает ее из разных материалов. Узоры, к примеру, вышивают мулине или шелком. Здесь покупают себе сценические наряды артисты чувашской эстрады, фольклорные коллективы, а также все те, кому нравятся чувашская культура и изделия с этническими мотивами.

Будьте оригинальными — носите одежду с чувашской национальной символикой!

Автор: Екатерина Ильина

Источник

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2588
Источник: https://paha-tere.ru/vyshivka/33-natsionalnaya-odezhda

Конструкция нарядов


Белая рубаха (она же кепе) была неотъемлемым элементом как женского, так и мужского народного костюма. Конструкция рубахи была довольно простой: складывался холст конопли, а в бока вшивали клинья, расширяющие рубаху в нижней части. Рубахи для женских костюмов изготавливались с длиной 120 см и вырезом в центре на груди. Мужские рубахи имели аналогичные вырезы по бокам.

Мужские костюмы

Изначально чувашские рубахи с поясом для мужчин изготавливались свободными и длинными (до колен). Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры.

В далёком прошлом мужчинам было положено обязательно надевать чистые белоснежные рубахи для проведения языческих обрядов. С развитием новых технологий, чувашский народный костюм для мужчин обзавёлся воротником и стал более современным, с плавными линиями круглых пройм. Мужские кафтаны и уборы, предназначенные для различных праздников, щедро украшались в районе груди и воротника, а также по краям одежды.

Женские костюмы

Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей.

Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 2173
Источник: https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/chuvashskij/

Верхняя одежда и обувь

В качестве демисезонной одежды использовались халаты пустав, кафтаны сăхман, зимней — приталенные шубы кĕрĕк, для дальних поездок надевали длинные объемные тулупы из овчины или прямоспинные суконные чапан. Мужские головные уборы не отличались многоообразием: бытовали суконные шляпы с полями, меховые шапки çĕлĕк.

Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые чуваши носили с черными суконными онучами, а низовые — с белыми шерстяными или суконными чулками (тăла чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки.

Как у большинства народов Поволжья, детская одежда была подобна взрослой, но не имела богатой орнаментации и знаковых украшений.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 898
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0

Литература

  1. Акимова Т. М. Эволюция женского костюма у саратовских чуваш // Труды Нижне-Волжского обл. науч. об-ва краеведения. Вып. 35. Ч. 5. — Саратов, 1928. — С. 25-39. Илл.
  2. Акимова Т. М. Женские головные уборы саратовских чуваш // Труды Нижне-Волжского краевого музея. Вып. 1. — Саратов, 1929. — С. 45-56.
  3. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1960.
  4. Денисов П. В. Национальная одежда низовых чуваш южных районов Чувашской АССР // УЗ ЧНИИ. Вып. XI. — Чебоксары: Чувашгосиздат, 1955. С. 210—251.
  5. Женская одежда чувашей Саратовского края. Каталог (по материалам Саратовского областного музея краеведения). / Сост. В. В. Гольтяева — Саратов, 1986.
  6. Иванов Г. Н. К вопросу об уровне изученности чувашского народного костюма // Вопросы истории и теории искусств: Сб. научн. тр. / ЧНИИЯЛИЭ. — Чебоксары, 1992. С. 159—182.
  7. Иванов Г. Н. Материалы к изучению традиционного костюма саратовских чувашей // Чувашское искусство: Сб. научн. тр. / ЧГИГН. Вып. II. — Чебоксары, 1996. С. 90-112.
  8. Орков Г.Н. О народном костюме чувашей Башкортостана // Чувашское искусство: Сб. научн. тр. / ЧГИГН. Вып. III. — Чебоксары, 1997. С. 148—168.
  9. Орков Г.Н. О традиционном костюме чувашей Самарской Луки // Чувашское искусство: Сб. научн. тр. / ЧГИГН. Вып. III. — Чебоксары, 1997. С. 169—200.
  10. Орков Г.Н. Изобразительные материалы по чувашскому народному костюму (Графика и живопись XVIII–начала XX вв.) // Материалы по этнографии и антропологии чувашей. Сб. статей. Чебоксары, 1997. С. 88 – 117.
  11. Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. — Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002.
  12. Чуваши. Этнографическое исследование. Ч. 1. Материальная культура. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1956. – С. 132–145, 252–348.
Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1845
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0
Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 10321
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/chuvashskij/: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 4822 (47%)
  2. https://paha-tere.ru/vyshivka/33-natsionalnaya-odezhda: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 2588 (25%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 2911 (28%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.